Аэродромные плиты для временных автодорог и складских площадок

       В относительно недавнем прошлом на территории России было запланировано построить значительное количество полевых аэродромов, на которые могли бы садиться истребители, штурмовики и бомбардировщики, отражающие нападение любого супостата. Для устройства быстровозводимых взлетно-посадочных полос были разработаны так называемые аэродромные плиты – сборные предварительно напряженные крупноразмерные плиты из высокопрочного и морозостойкого бетона, выдерживающие значительные нагрузки. Предназначены они были для высокоскоростного строительства в любых климатических и грунтовых условиях ВПП¸ которые смогли бы принимать военные самолеты всех классов. В гражданской сфере аэродромные плиты использовалась для малых аэропортов, расположенных в отдаленных населенных пунктах, не имеющих строительной базы. Поэтому плиты имеют 4 толщины, в зависимости от типа самолета, который будет приземляться на этот аэродром. Заводы железобетонных изделий, выпускающие аэродромные плиты относительно равномерно рассредоточены по территории страны с тем, чтобы свести к минимуму время доставки изделий в указанную точку.

       Выпускаются аэродромные плиты марок ПАГ 14, ПАГ 18, ПАГ 20 и ПАГ 24, что означает «Плита аэродромная гладкая», толщиной 140, 180, 200 и 240 мм. Размер всех аэродромных плит единый – 6×3 м, а поверхность их имеет рифления для улучшения сцепления с поверхностью бетона. При изготовлении плит используется тяжелый бетон класса В 25 с высокой морозостойкостью W 200, а в качестве напрягаемой арматуры применяется высокопрочная сталь классов Ат-IV и Ат-V. Для увеличения прочности плиты она выпускается предварительно напряженной, т.е. арматуру сначала натягивают на упоры при помощи домкратов до определенного усилия, потом заливают бетон, а после его твердения убирают упоры. Таким образом, предварительно напряженная плита в исходном состоянии выгнута, а после приложения проектной нагрузки она сначала выровняется, при этом усилие в арматуре станет нулевым, и только потом плита начнет прогибаться под нагрузкой. Такой метод позволяет значительно увеличить несущую способность железобетонных конструкций, относительно изделий с ненапряженной арматурой не увеличив при этом веса, что крайне важно для их транспортировки и монтажа.

       Сегодня вопрос скоростного строительства полевых аэродромов не стоит, новые взлетно-посадочные полосы для приема гражданских самолетов выполняются из монолитного бетона, поэтому аэродромные плиты нашли себе применение при прокладке временных автодорог. Благодаря высокой прочности этих изделий они используются для строительства дорог, по которым будет передвигаться тяжелая колесная и гусеничная техника. Такая сфера применения аэродромных плит предполагает устройство из них временных дорог на строительные площадки крупных промышленных и жилых комплексов, располагающихся вдалеке от существующих магистралей и постоянных автодорог, ведущих в места дислокации военных частей. Кроме дорожного покрытия из этих плит выполняются площадки для складских терминалов, в т.ч. контейнерные площадки. Большим преимуществом временных дорог из аэродромных плит является возможность их демонтажа и использования в другом месте.

       Для устройства дорог и площадок с использованием аэродромных плит достаточно минимального набора строительных машин. На первом этапе трасса дороги или место под площадку планируется бульдозером. После этого на протяжении всей выемки устраивается песчаная подсыпка. Она необходима для того, чтобы аэродромная плита всей поверхностью лежала на ровном основании. Далее песчаная подушка уплотняется и поверх нее укладывается дорожное покрытие. Поскольку аэродромные плиты имеют вес до 7 тн, для их монтажа необходим автокран, обладающий значительной грузоподъемностью. После укладки первого ряда плит, кран переезжает на новую стоянку, если его технические характеристики не позволяют уложить следующий ряд с той же стоянки на увеличенном вылете стрелы. После окончания работ по устройству дорожного покрытия монтажные петли соседних плит свариваются друг с другом при помощи обрезков арматуры. Колодцы, образовавшиеся на месте стыка выемок под монтажные петли, заполняются бетоном или цементно-песчаным раствором. Такое решение стыков позволяет вовлечь в работу все аэродромные плиты одновременно.

       Из-за повышенных требований к качеству подготовки основания, а также потребности в грузоподъемных средств высокой грузоподъемности, аэродромные плиты достаточно редко используются для строительства временных автодорог. Тем не менее, они пользуются достаточно стабильным спросом, поскольку из них выполняются складские площадки на логистических комплексах. Дороги, выложенные из аэродромных плит и ведущие в построенные жилые массивы и к промышленным комплексам, чаще всего не демонтируются, а асфальтируются, причем основанием для верхнего дорожного полотна служат аэродромные плиты. Крупноразмерные, предварительно напряженные, железобетонные аэродромные плиты, обладающие высокой морозостойкостью позволят проложить временные автодороги или площадки в минимальные сроки.